Поднять "Титаникъ"

С момента трагической гибели лайнера прошло уже немало лет, но все это время до того момента, когда останки "Титаника" были обнаружены на дне океана, люди желали поднять его на поверхность.

План поиска "Титаника" обсуждался уже всего через пять дней после трагедии. Винсент Астор, сын Джона-Джейкоба Астора, объявил о своем желании отыскать место залегания судна, пробраться в его корпус, чтобы извлечь оттуда тело своего погибшего отца. Однако, его тело обнаружилось буквально на следующий день и об этой идее забыли.

 

Айсберг в Северной Атлантике
Айсберг в Северной Атлантике, с которым мог столкнуться лайнер
В том же 1912 г. идея подъема "Титаника" ради захоронения тел погибших вместе с ним пассажиров и членов команды, обсуждалась вновь. Это задумали осуществить семьи миллионеров - Асторы, Гуггенхеймы и Уайднеры, которые обсуждали вопрос подъема лайнера "Меритт и Чэпмен Деррик и Урекинг Компани", специализировавшейся на подводных спасательных работах. Однако, несмотря на наличие достаточных финансовых средств, специалисты понимали, что с технической точки зрения такая операция в то время была неосуществима.

 

Художественное представление
Художественное представление "Титаника" на дне
Обсуждался даже план сбросить на морское дно заряды динамита в надежде, что от взрывов на поверхность поднимутся некоторые тела. Но и от этого, в конце концов, отказались. В 1913 г. Чарльз Смит, архитектор из Денвера, предложил использовать для подъема корпуса "Титаника" подводную лодку, оснащенную электромагнитами. Другой изобретатель предложил использовать магниты, прикрепленные к понтонам, вместе с которыми корпус судна всплыл бы на поверхность.

Но вскоре о нахождении и подъеме "Титаника" забыли, так как мир был ввергнут вначале в Первую мировую войну, потом в Великую депрессию, а затем - во Вторую мировую.

С приходом 50-х, желание возродить этот плавучий дворец начала века чаще всего не было связано с благородными порывами души, а обычно выражало корыстные цели: многие думали, что "Титаник" в своем первом рейсе имел на борту большой груз золота и других драгоценностей.

 

Реклама кинофильма
Постер кинофильма
В 1953 г. "охота" за лайнером возобновилась, когда "Риздон Бисли Лимитед", британская судоподъемная фирма, отправилась на судне к месту предполагаемой гибели "Титаника" и с помощью эха от взрывов пыталась составить карту океанского дна. Их попытки отыскать судно не увенчались успехом. Но во многом благодаря этому в 1955 г. Уолтер Лорд вновь пробудил интерес общества к этой катастрофе, опубликовав хронику гибели - "Незабываемую ночь". Спустя три года по ней был снят известный кинофильм.

Следующей значительной попыткой обнаружить судно стал проект на сумму $5 миллионов англичанина по имени Дуглас Уолли. В 1966 г. она предложил найти "Титаник", обложить его пластиковыми контейнерами с водой, пропустить сквозь них электрический ток и получить, таким образом, газы, которые по его заявлению поднимут судно. Уолли также изучал вариант подъема лайнера с помощью нейлоновых баллонов, заполненных воздухом.

В 1970 г. Уолли основал "Компанию спасения "Титаника"" объявил, что он имеет все права на его останки, и анонсировал план его поисков, подъема и буксировки в Ливерпуль. Там он хотел восстановить его и превратить в Плавучий Музей. Но для всего этого он так и не смог собрать необходимые финансовые средства.

 

Подъем фрагмента корпуса
Подъем фрагмента корпуса во время экспедиции 1996 года
Тем не менее, эта идея не осталась без внимания, и в это время стали появляться сообщения о том, что в Англии готовится экспедиция по подъему "Титаника". Тогда считалось, что трагически затонувший в 1912 г. огромный корабль лежит на глубине 3800 м, занесенный толстым слоем ила.

Однако кроме технической стороны дела оставался вопрос: можно ли вообще поднять судно с такой глубины? И десять членов международной экспедиции - семеро англичан, двое венгров, один австриец - однозначно заявляли, что это осуществимо. Их не смущал тот факт, что до сих пор ни одно судно не было поднято с глубины, превышающей 100 м.

Но оптимизм этих людей можно было понять. 8 лет "венгерская часть" экспедиции - механик Ласло Саске и юрист Амбриуш Балаш - разрабатывали оригинальный метод подъема. Суть его сводилась к следующему. Посредством электролиза на большой глубине морская вода разлагается на составные элементы, и полученные таким образом водород и кислород наполняют пластмассовые резервуары, которые должны увлечь корабль на поверхность.

Работа эта сложная и громоздкая, поистине "титаническая". Затраты на нее оценивались суммой около 2 млн. фунтов стерлингов. Но ведь полагали, что в сейфах "Титаника" лежит золото на сумму 8 млн. фунтов стерлингов. Тем не менее, это был наиболее реальный проект с технической точки зрения и осуществить его в принципе были возможности.

Упоминание об этом проскальзывало и в советской печати. Например, в апрельском номере за 1970 г. журнал "Техника-Молодежи" опубликовал статью "Можно ли поднять "Титаник"?", автором которой был инженер и контр-адмирал Михаил Рудницкий. Вот эта заметка.

 

МОЖНО ЛИ ПОДНЯТЬ "ТИТАНИК"?

Путь судна при столкновении 1 - положение, при котором вахтенный увидел ледяную гору;
2 - положение, когда дано было приказание положить руль на борт и дать полный ход назад;
3 - когда остановлены были машины;
4 - положение, когда судно ударилось об айсберг;
5 - положение судна, прошедшего мимо горы, повредившей обшивку на протяжении почти 100 м.

Промежутки между 1, 2 и 3-м положениями - 5 сек.

Путь судна при столкновении

Вернемся к драматической ночи 15 апреля 1912 года. Попробуем мысленно проследить судьбу "Титаника" после того, как корабль, получив чудовищную пробоину на правом борту, затонул с очень большим дифферентом на нос, почти вертикально.

Известно, что вскоре после столкновения на нем взорвались котлы. Взорвавшись, они - вместе с главными механизмами - сорвались с фундаментов. Следовательно, после погружения под воду судно имело еще и значительный кренящий момент на правый борт.

Как долго тонул "Титаник"? Приблизительно 20-30 мин. Скорость погружения медленно росла, достигнув 3-4 м/сек. При этих условиях трубы и мачты в конце концов должны сломаться, а надстройка, возвышавшаяся над палубой на целых 36 м, сильно разрушиться. Однако еще задолго до разрушения и трубы, и мачта, и надстройка создали восстанавливающий момент: корабль стал выравниваться, пока сопротивление движению верхней и нижней частей корпуса не стало одинаковым. Скорее всего "Титаник" тонул с дифферентом около 45°, медленно вращаясь вокруг продольной оси.

 

Как тонул «Титаник»...
Как тонул "Титаник"...
(рис.1)

Как видим, картина погружения довольно сложная (см. рис.1). Именно поэтому можно лишь гадать относительно положения корабля на дне. Он мог спокойно лечь на мягкий ил, а мог и вообще сломаться, столкнувшись с твердым грунтом.

В сообщении о подъеме "Титаника" указан его вес - 143 тыс. т. (при водоизмещении в 66 тыс. т). Это значит, что весь корпус судна заполнен илом. Более того, 9-метровый слой ила покрывает палубу. Все это ставит перед международной экспедицией значительные трудности.

Трудности начинаются уже с подготовительных работ по подъему большого судна. Мало определять его положение под слоем наносов - надо еще убедиться, что корабль цел, что, главное, он не лежит на дне вверх килем, - в таком случае его вообще поднимать нецелесообразно.

Предположим, случай наиболее благоприятный: судно лежит на ровном киле. Тогда вначале необходимо удалить весь ил с его палубы и по бортам (рис. 1). Очевидно, этим должны заняться несколько глубоководных аппаратов с людьми на борту. Чтобы представить себе масштабы работ по расчистке, достаточно привести лишь одну цифру: объем ила на палубе - 300 тыс. м3!

Но вот мощные гидромониторы размыли ил, и лучи прожекторов высветили борта "Титаника". Начинается самая сложная и ответственная часть операции - крепление пластмассовых понтонов и наддув их газом. Глубоководное судно, "ответственное" за этот этап работы, нужно оснастить электролизером, механическими руками и электроаппаратурой для резки отверстий в обшивке корабля. Тросы, пропущенные механическими руками сквозь эти отверстия, накрепко соединят самые прочные части корпуса - поперечные переборки, бимсы, шпангоуты - с понтонами.

Здесь нет нужды приводить расчеты по определению необходимого числа понтонов. Скажем только, что при оптимальном объеме 300 м3 потребуется 500 пластмассовых резервуаров.

Еще одна трудность - подача электроэнергии на четырехкилометровую глубину. 20·109 киловаттчасов - вот каким астрономическим числом выражаются энергетические затраты только лишь на электролиз!

Казалось бы, самый простой выход - соединить подводные суда с плавучей электростанцией на поверхности океана. Однако собственный вес кабелей будет столь велик, что они станут то и дело обрываться, и придется сооружать целую систему поплавков. Вот почему самое целесообразное - применить глубоководные аппараты с атомными электростанциями.

Отверстия прорезаны, понтоны закреплены. Заканчивается наддувка. "Титаник" медленно воспаряет над своим полувековым обиталищем. По мере всплытия газ будет адиабатически расширяться и выходить через нижние отверстия в понтонах, так что температура внутри их понизится примерно до 70° К и они оледенеют.

Странное, должно быть, зрелище представит "Титаник" для наблюдателей с кораблей обеспечения, когда он, как бы облепленный сотнями микроайсбергов-понтонов, закачается на океанских волнах. Дальнейший его путь - вслед за буксирами на мелководье, где гигантский корабль станет предметом заботы водолазов.

Даже при современном уровне развития техники операция по подъему "Титаника" представляется на первый взгляд фантастичной. Однако она вполне осуществима. Пройдет еще некоторое время, и, возможно, мир облетит весть: "Титаник" поднят!

 

Возможные этапы работ по поднятию «Титаника»
Возможные этапы работ по поднятию «Титаника»

Не будем останавливаться на личном мнении автора заметки, так как в 1970 г. еще не было точных сведений о координатах залегания останков, не было и подводных аппаратов, способных работать на такой огромной глубине.

Интересно другое. После публикации статьи в редакцию журнала пришло письмо следующего содержания:

 

Страница 1 Страница 2 Страница 3 Страница 4
Страницы письма

 

Москва. А-30. ГПС. Сущевская ул. 21.
В Редакцию журнала: "Техника Молодежи".
Научному редактору тов. Гладкову.К.А.

Уважаемый Кирилл Александрович!

В номере 4 Вашего журнала за этот год, на пяти страницах, Вы дали материал об известном происшествии с пароходом "Титаник". Очевидно, это представляет интерес для миллионов Ваших читателей. И это действительно так. Из этого материала две статьи Вы посвятили подъему "Титаника" - это Лев Скрягин - «"Титаник" обвиняет преступный мир алчности и наживи»... и Михаил Рудницкий, инженер контр-адмирал - "Можно ли поднять "Титаник"?" Очевидно, и это представляет интерес, если на страницах "Техники Молодежи" Вы уделяете этому две статьи. Вот по материалу этих статей я и хотел написать Вам свое мнение, тем более что я имею к этому основание. Итак Лев Скрягин пишет:

Уже 8 лет "венгерская часть" экспедиции механик Ласло Саске и юрист Амбриуш Балаш - разрабатывает оригинальный метод подъема. Суть его такова. Посредством электролиза на большой глубине морская вода разлагается на составные элементы, и полученный таким образом водород и кислород наполняют пластмассовые резервуары, которые должны увлечь корабль на поверхность.
Об этом же пишет инженер контр-адмирал Рудницкий, Итак, два иностранца, в данном случае венгры, предложили оригинальный метод подъема судов с морского дна, - отсюда им честь и слава. О них пишет "Экономическая Газета" в рубрике: "Техника за рубежом" - № 22. Май. 1968 год. стр. 35. 0б этом же пишет М. Одинец в газете "Правда" за 22 декабря 1969 г. №356 стр.5. ""Титаник" будет поднят?" Материал из Будапешта в рубрике "Вокруг Света".

И так мы отдаем должное иностранцам. И вот здесь, Кирилл Александрович, мне становится грустно. Грустно потому, что мы, советские люди, сделали все для того, чтобы восхвалить иностранцев и замять наш советский приоритет. Разрешите обратиться к документам, которые сейчас лежат передо мной и которые можно проверить по архивным раскопкам тридцатилетней давности.

Вот эти документы.

 

Документ первый.
Заявка на изобретение. "Устройство для наполнения понтонов газами". В "Предмете изобретения" записано так:

 

"Наполнение понтонов газом для подъема затонувших судов, основано на том, что в имеющиеся у понтона "1" карманы, закрепляется основание "2" с электродами "3" в которые пускается по кабелю "7" электрический ток, разлагающий воду на составные газообразные части, которые устремляясь в верхнюю часть понтона вытесняют из него воду через клапан "4" и заполняют весь объем понтона."
К Описанию приложен чертеж.

Удивительно точное совпадение!! Неправда ли??

Эта заявка имеет дату 2 Июня 1940 года. Описание изобретения, вместе с чертежом, было отправлено в Москву.

 

Документ второй.

Народный Комиссариат Морского Флота.
Бюро по Изобретательству, 3 июня 1940г № 23/397.
Гр-ну Волкову, С.В. г. Ленинград..............

 

Ваше предложение "Устройство для наполнения понтонов газом" нами направлено от 3/VI 40г на заключение об экономической и технической целесообразности его применения.

Секретарь - подпись (неразборчива).

Документ третий.

Народный Комиссариат Морского флота Союза ССР.
27 Августа 1940г № 23/397. г. Москва. Рождественка 1.
Гр-ну Волкову С.В, г. Ленинград............

 

При этом направляем Вам предварительное заключение Бюро Изобретательства по Вашему предложению "Устройство для наполнения понтонов газом".

Техник по учету Бюро Изобретательства
    подпись    Гусева.

К этой бумаге приложено официальное "Предварительное заключение" в котором сообщалось:

 

...."Наполнение газом понтонов, путем образования газов в самом понтоне уже известно /см. франц. патент № 408502 кл.65.в,7 за 1910 г./........ То мероприятие, что для получения газа Вы используете давно известный способ разложения воды электрическим током, не дает никаких преимуществ перед ранее известным способом получения газа и наоборот в данном случае не целесообразен...... На основании изложенного Бюро по Изобретательству полагает в выдаче авторского свидетельства отказать.

Нач. Бюро по Изобретательству Наркомморфлота    подпись    С. Икка.
Старший инженер    подпись    Шишкин.

27 Августа 1940г №897.

Несколько пояснений. Мне предоставлялось право обжаловать это "Предварительное Заключение". Но прежде чем обжаловать, мне необходимо было достать французский патент №408502 за 1910 год, на который ссылалась экспертиза и который был мне неизвестен. Достать копию французского патента 1910 года оказалось не так просто.

Завязалась переписка и в результате только в Июне 1941 года французский патент № 408502 лежал у меня на столе. Сейчас он также передо мной. Вот его содержание. Даю конечно в переводе.

 

Документ четвертый.

Патент Франции, Французская Республика.
Государственная национальная служба
промышленной собственности.

 

Патент на изобретение №408502. "Поплавок для поднятия на поверхность затонувших судов"

Автор патента Жан Батист Олиф-Бессон.
Заявлено 29 Октября 1909 года.
Опубликовано 29 Марта 1910 года.
Патентный поверенный Е. Дюкасси.

 

Читаем предмет изобретения:

 

"Поплавок для поднятия затонувших судов, состоящий из цилиндра с демонтирующимися днищами, имеющими отверстия в нижней части, к которому еще прилагается сосуд, содержащий карбид кальция, который можно по желанию смочить включением клапана.........."
Вот в чем сущность метода француза Жана Батиста Олиф-Бессона! Он предлагает разлагать воду карбидом кальция, а вовсе не электролизом.

Очень странно что об этом не написали из Народного Комиссариата Морского Флота. Они скрыли сущность французского патента указав только: "Наполнение газом понтонов, путем образования газов в самом понтоне уже известно (см. франц. патент №408502 за 1910 год.)

Если бы экспертиза указала на получение газа путем карбида кальция, то я конечно немедленно опротестовал бы такое "Предварительное заключение". Но, как я уже писал, французский патент я достал только в июне 1941 года. Я стал писать свои возражения, но, как Вам известно, 22 Июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В тот же день, 22 Июня 1941 года я подал заявление о вступлении добровольцем в Красную Армию и простым солдатом ушел на фронт защищать Родину (имея броню офицера военного института). Наступило время защищать Родину, а не составлять возражения по "Предварительному заключению" недалеких специалистов из Наркомморфлота СССР - Икки и Шишкина. То что было после войны, - Вам, Кирилл Александрович, известно.

Итак, способ подъема морских судов и в частности "Титаника", о котором Вы сообщаете в своем журнале за Апрель 1970 года - был известен раньше венгерских изобретателей. Это наш советский приоритет и именно нашим русским приоритетом я, как советский инженер, и хотел гордиться.

А теперь мы, в нашей советской печати, сообщаем миллионам наших читателей, какой интересный и вполне практичный метод поднятия затонувших судов изобрели ВЕНГЕРЦЫ Ласло Саске и Амбриуш Балаш.

Мне кажется что это очень обидно не только для меня, но и для всех советских людей.

Вот все, что я хотел сообщить но этому вопросу.

 

С глубоким уважением,
    Инженер    подпись    (Волков.С.В.)
Р.S. Надеюсь что Вы, Кирилл Александрович, поняли меня. Винить редакцию журнала "Техника Молодежи" я, конечно, ни в чем не могу. Для этого нет никаких данных. Тем более что это было тридцать лет тому назад. Но факт остается фактом.

 

4 Мая 1970 года.
г. Ленинград.

Схема пробоины
Схема пробоины, полученной лайнером
Вот как бывает. Так или иначе, вопрос авторства изобретения нового способа подъема лайнера со дна Атлантики особой роли в этом деле не сыграло. Вопрос "Где он находится?" все еще оставался без ответа. И вот почему.

Дело в том, что точных координат того места на дне, куда опустился "Титаник" не знал никто. Точнее, они были, но большинству исследователей и профессионалов было ясно, что во время своего довольно длительного погружения "Титаник", конечно же, не стоял на одном месте, а дрейфовал от той точки, где его пытались отвернуть от столкновения с айсбергом. Координаты судна после этого маневра составили 41°46' с.ш., 50°14' з.д. и именно их передавали радисты Филиппс и Брайд. В процессе же своего погружения лайнер мог сместиться от точки с этими координатами и, как мы увидим, сместился. Это сильно затруднило поиски.

 

Предполагаемые методы исследования
Предполагаемые методы исследования обломков
Однако, находились люди, считавшие что найти "экспресс миллионеров" не составит никакого труда. В начале 80-х они всерьез взялись за дело подъема "Титаника". В основном это произошло благодаря выходу на экраны фильма «Поднять "Титаник"». Именно благодаря этой в некотором смысле навязчивой идее подъема было обнаружено место на дне океана, где он залегает.

Тем временем, интерес к подъему "Титаника" не угасал, что что может быть доказано рядом других предложенных проектов. Артур Хики, транспортный подрядчик из Англии, предложил заморозить корпус лайнера изнутри, чтобы он всплыл на поверхность подобно кубику льда.

Другой теоретик, Джон Пирс, планировал заморозить "Титаник", обложив его сетью, наполненной азотом. Были предложены и другие необычные схемы подъема, включая план по заполнению корпуса судна шариками для пинг-понга или 180 000 тонн жидкого воска. Выдвигалось также множество других проектов, по большей части фантастических. Их столь большое число во многом было вызвано благодаря мысли, кружившей в головах многих людей, о том, что лайнер лег на дно в целости, а не развалился на части. Еще бы, это же все-таки был "Титаник"!

 

Техасский миллионер Джек Гримм
Джек Гримм
(1926-1998)
Первую серьезную с финансовой точки зрения попытку найти "Титаник" предпринял техасский нефтяной магнат Джек Гримм. Миллионер, финансировавший уже несколько необычных экспедиций, казалось, намеревался любой ценой войти в историю.

Он зафрахтовал исследовательское судно "Фея" и пригласил для участия в экспедиции двух известных в мире океанологов. 14 июля 1980 года судно вышло из Флориды к Ньюфаундленду.

Цель экспедиции заключалась в исследовании морского дна в районе упомянутых выше координат, а в случае неудачи предполагалось переместиться на восток, поскольку помощники Гримма не без оснований считали, что эти координаты вовсе не являются точным указанием места гибели "Титаника". Экспедиция располагала гидроакустической аппаратурой SEA MARC, которую опускали под воду и буксировали за судном.

Но на этот раз Джеку Гримму удача не улыбнулась. Несмотря на огромные капиталовложения "Титаник" не обнаружили ни в ходе экспедиции 1980 г., ни в ходе второй и третьей экспедиций 1981 и 1983 гг.

 

Швартовная тумба
Швартовная тумба
Причина неудач по большей части заключалась в дилетантстве и упрямстве Гримма. Не повезло ему и с погодой - за время трех экспедиций он провел в районе гибели "Титаника" в общей сложности всего 40 суток, да и то лишь однажды скорость ветра была менее 13-18 миль в час. В таких условиях работать было очень тяжело.

Кроме того, Гримм приступил к работе не имея даже представления о том, где будет вести поисковые работы, ни достаточного времени для расширения их области. Поиски он вел бессистемно - вместо сплошного обследования района часто метался из стороны в сторону и возвращался туда, где, ему казалось, приборы что-то обнаружили. И наконец, он не доверял ученым, которые его сопровождали, действуя зачастую вопреки их советам. В конце концов он разочаровался в проекте и не стал его продолжать.

 

Роберт Д. Бэллард
Доктор Роберт Д. Бэллард
Другой человек, на этот раз ученый, приступил к решению вопроса поиска останков лайнера более подготовленным. Тринадцать лет руководитель лаборатории глубоководных исследований Вудс-Холского океанографического института штата Массачусетс доктор Роберт Д. Бэллард изучал обстоятельства гибели судна. Этот выдающийся морской геолог изучил и все доступные исторические материалы, имеющие отношение к "Титанику". Обширные научные знания Бэлларда были подкреплены высоким профессионализмом технического персонала одного из ведущих океанографических научных учреждений мира. Он двигался к достижению поставленной цели постепенно и обдуманно.

Конечно, основной предпосылкой успеха задуманной экспедиции было наличие необходимого технического оборудования, а для этого нужны были весьма немалые финансовые средства. В начале 70-х годов были построены лишь опытные образцы буксируемого устройства ANGUS (Acoustically Navigated Geological Underwater Survey) и небольшого глубоководного аппарата "Элвин", в котором команда из трех человек могла работать лишь на глубинах, не превышавших 2000 метров.

 

«Элвин»
Глубоководный спускаемый аппарат "Элвин"
Основное судно буксировало погруженный ANGUS, камеры которого в это время производили съемку морского дна. Но с "Элвином" невозможно было работать на глубинах, на которых покоился "Титаник", а ANGUS не был достаточно оперативен - отснятый материал можно было проявить и изучить только после подъема аппарата на поверхность.

Поэтому Бэллард предложил командованию ВМФ оказать финансовую поддержку в разработке двух более совершенных устройств: необитаемого глубоководного аппарата "Арго" и робота "Джейсон". "Арго", как и ANGUS, представлял собой металлическую конструкцию, оснащенную пятью видеокамерами и двумя гидроакустическими системами. На поверхности "Арго" должно было буксировать основное судно, а робот "Джейсон", соединенный с ним кабелем, включался в тот момент, когда обнаруживалось нечто, что требовало более близкого изучения.

 

Ходовой винт
Ходовой винт правого борта
Комбинация "Арго" - "Джейсон" позволила бы исследователям, находящимся в рубке основного судна, вести тщательные наблюдения за морским дном. Руководство ВМФ осознало, какие возможности сулит это предложение, и выделило требуемые средства.

Летом 1985 года было завершено строительство "Арго" на стапеле Вудс-Холского института, ВМФ решил продолжить свою финансовую помощь, выделив средства на трехнедельные испытания аппарата (в безупречности первоначальной идеи робота "Джейсон" появились сомнения, поэтому его строительство было приостановлено).

Это был миг, которого Бэллард ждал несколько лет. Для испытаний он выбрал район гибели "Титаника", и обнаружение останков судна стало бы лишь логическим финалом. Программа экспедиции была разделена на два этапа: сначала исследовательское судно "Сюруа" под руководством друга Бэлларда Жан-Луи Мишеля обследует определенный район морского дна с помощью своей новой гидроакустической аппаратуры SAR, а затем американское исследовательское судно "Норр" с помощью "Арго" проведет визуальную проверку всех заслуживших внимания объектов, которые обнаружит SAR.

 

Носовая ограда
Носовая ограда
Время, оставшееся до начала экспедиции, Бэллард и Жан-Луи Мишель посвятили окончательному уточнению района поисков. Они собрали множество данных о месте катастрофы, не оставив без внимания и вопрос о точности координат места гибели "Титаника", рассчитанных четвертым помощником капитана Боксхоллом. В конце концов они обозначили район первоначальных поисков площадью в сто одну квадратную милю, а в случае неудачи решили обследовать еще сто пятьдесят квадратных миль.

5 июля 1985 года "Сюруа" прибыл в намеченный район и начал обследование морского дна. Бэллард присоединился к французам 22 июля. К концу четвертой недели "Сюруа" обследовал 70 процентов площади первоначального района поисков, но "Титаник" так и не был обнаружен. Результаты поисков для Жан-Луи Мишеля и его товарищей явились большим разочарованием. Но, как сказал Бэллард, стало хотя бы известно, где "Титаника" нет. Теперь эстафету должны были принять американцы.

 

Судовой телеграф
Судовой телеграф
Судно "Норр" с "Арго" и аппаратом ANGUS на палубе пришло в район поисков 24 августа всего на двенадцать суток. Руководил операцией сам Бэллард, но на "Норре" находились также Жан-Луи Мишель и два сотрудника Французского океанографического института.

Днем 25 августа "Арго" был впервые опущен в морские глубины. После шести дней безрезультатных поисков Бэллард начал серьезно опасаться за успех экспедиции: для поисков осталось всего пять дней. Кроме того, начала портиться погода.

 

Расплывчатый образ котла
Расплывчатый образ котла
1 сентября 1985 года в ноль часов 48 минут на мониторе, связанном с видеокамерой "Арго", показались какие-то странные тени. Вскоре стало ясно, что это не кривизна дна, а объекты неприродного происхождения. Никто из присутствовавших в операторской и напряженно вглядывавшихся в экран, не решался сразу разбудить Бэлларда - никто еще не был уверен до конца, что это могут быть предметы или обломки с "Титаника", и никому не хотелось выглядеть смешно в глазах ученого.

Наконец, когда появился силуэт огромного судового котла, послали за шефом. Бэллард, измученный неудачами, еще не спал и, узнав о том, что происходит, пулей вылетел из каюты. Одного взгляда на экран было достаточно. Он увидел огромный цилиндрический предмет с тремя круглыми отверстиями в одной из стенок.

Сомнений не было - это был один из котлов "Титаника". Впервые, через 73 года после катастрофы, глаза человека увидели останки знаменитого судна.

 

Хрустальна\я люстра
Хрустальная люстра
На следующий день был обнаружен корпус "Титаника", и на дно немедленно отправили ANGUS для проведения фотосъемки. Большой неожиданностью и одновременно разочарованием явилось отсутствие кормы "Титаника". Из этого следовало, что огромный корпус судна разломился при погружении.

В оставшиеся четыре дня на "Норре" практически никто не спал. "Арго" и ANGUS сделали тысячи фотографий. По морскому дну было разбросано невероятное количество предметов: это были части надстройки, обломки оборудования кают, рассыпавшийся уголь, бутылки вина, детали приборов, куски обшивки. Наконец обнаружили и вторую часть разломившегося корпуса - корму судна, находившуюся примерно в 650 метрах от носовой части.

Ни корма, ни носовая часть, опустившись на дно, не перевернулись. Самое большое судно мира начала века покоилось в своей могиле, как бы вытянувшись в длину. В этом положении оно и пролежало на дне океана три четверти столетия. Сообщение о том, что "Титаник" найден, как молния облетело весь мир.

Через год, 12 июля 1986 года, доктор Бэллард и его команда вернулись к месту гибели "Титаника" на судне "Атлантис II", на сей раз уже без французов. Они располагали отличной подводной лодкой "Элвин", которая могла погружаться на 4000 метров, и роботом "Джейсон младший" - существенно улучшенным вариантом первоначального "Джейсона".

Основную долю расходов по проведению новой экспедиции взял на ВМФ США, поставив в качестве главной задачи проверку работоспособности робота.

 

Иллюминатор
Иллюминатор все еще на месте
В носовой части "Элвина" находилась титановая кабина шарообразной формы, диаметром два метра для экипажа из трех человек. Автономное движение обеспечивали аккумуляторы. "Элвин" был оснащен видеокамерами, фотоаппаратами и акустическим телефоном для связи с "Атлантисом II". Спереди же имелась механическая рука и выступающая конструкция, служившая "гаражом" для робота. Робот весом 152 килограмма был соединен с "Элвином" семидесятиметровым кабелем, оснащен собственным двигателем, видео и кинокамерами. Четыре электродвигателя обеспечивали высокую маневренность, управление велось дистанционно из кабины "Элвина".

13 июля Бэллард с двумя сотрудниками, вошли в шарообразную кабину. Кран поднял с палубы батисферу, опустил ее на воду, и начался первый, продолжавшийся два с половиной часа, спуск к "Титанику". Во время первого спуска Бэллард смог осматривать корпус "Титаника" всего только две минуты. В аккумуляторах произошло короткое замыкание, и, к большому сожалению команды, не осталось ничего другого, как всплывать. Бэллард и его коллеги хорошо понимали, что при любой аварии практически нет надежд на спасение.

 

Фрагмент корпуса
На следующий день после устранения неполадок приступили ко второму спуску. "Элвин" опустился на дно и приблизился к носовой части "Титаника". Только теперь стало видно, что она погрузилась более чем на двадцать метров в ил и песок. Левый якорь находился всего в двух метрах от дна, а правый лежал на нем. Борта судна были покрыты ржавчиной образовавшей огромные "сталактиты". Это была работа бактерий, для которых металл служил источником питания. На глаз невозможно было определить степень разрушения корпуса "Титаника", но позднее эксперты вудс-холских лабораторий установили: "Титаник" в таком состоянии, что любая попытка поднять его приведет к тому, что корпус рассыплется на части.

Осмотрели палубу, и глазам предстала мрачная картина. Вместо досок ее покрывал слой из мельчайших раковин, моллюсков, которые за три четверти века уничтожили практически все дерево. Стало ясно, что ситуация внутри судна та же: прекрасная обшивка, мебель - все это уже, видимо, давно исчезло. Сохранились лишь некоторые детали, сделанные из тика и дуба.

Во время восьмого погружения, 21 июля, "Элвин" направился к кормовой части судна, находившейся в 650 метрах от носовой части и тоже погруженной почти на 15 метров в песок и ил. Выступало лишь пять с половиной метров борта гигантской кормы, большая же ее часть и три винта были невидимы.

Последний, одиннадцатый, спуск состоялся 24 июля. По этому случаю Бэллард укрепил на носовой части "Титаника" вторую металлическую плиту от нью-йоркского клуба изобретателей с надписью, обращенной ко всем, кто, возможно, в будущем тоже доберется до "Титаника": "Оставить его в покое". Двенадцатидневная экспедиция завершилась, и "Атлантис II" взял курс на Вудс-Холл.

 

«Мир» возле рулевой колонки
«Мир» возле рулевой колонки
В процессе этой экспедиции "Титаник" открыл много своих тайн, которые он хранил в течение семидесяти четырех лет. Одним из самых значительных открытий стало подтверждение того факта, что огромное судно лежит на дне отнюдь не в целости, как в начале полагал и доктор Бэллард.

На протяжении всех этих лет вопреки показаниям очевидцев и свидетелей, считалось, что "Титаник" затонул неповрежденным и таким опустился на морское дно. Но теперь было доказано обратное.

Результаты этих двух экспедиций позволили вынести окончательное решение: "Титаник" никогда не будет поднят с морского дна. У многих это вызывает сожаление. Судно уже три четверти столетия "отдыхает" в глубинах океана. Его красота давно померкла, стальные листы съедает ржавчина, водонепроницаемые переборки покоробились, роскошные интерьеры более не существуют.

Но трагическая судьба сверкавшего огнями плавучего дворца никогда не будет забыта.

copyright 1994-2014 "White Star Line" all right reserved

Авторские права - Алексей Широков.
Авторские права - Станислав Ефанов.

 

Сайт создан в системе uCoz